Край Лета

Сбежав от реалий цивилизованной жизни, погрузитесь в дикую реальность!

О сьёмках фильма


Места сьёмок:
  • Фиолент
  • Краснокаменское озеро с АюДагом с тылу (купание)
  • Симеиз (волейбол, дискотека)
  • Старая Севастопольская дорога (трасса 777: Форос - Байдары)
  • Стоянка Аяйство (урочище "Инжир", Балаклава)
Сценарий "Дикарей" написал режиссер фильма Виктор Шамиров на основе своих воспоминаний о подобном летнем отдыхе: Шамиров сам любит отдыхать дикарем в палатке у моря и считает, что этот вид отдыха несравним ни с какими курортными удовольствиями и развлечениями.

Дополнительные материалы:
Раскадровка фильма по версии Шамирова (краткий сценарий с иллюстрациями) (6 Mb)
Закулисные фотографии со сьёмок фильма (23 Mb)

Марат Башаров:
«Для меня главное - семья. Это моя кровь, мои предки. Когда, например, мы снимали фильм "Край лета" и нужно было уехать на два месяца в Крым, я просто взял на съемки свою тещу, жену, дочку, сестру жены, а потом еще приехала моя мама. Я работал - они были рядом, отдыхали на юге, купались в море и гуляли. При желании всегда можно найти компромисс. Мы тогда всей семьей были в Балаклаве - на съемках фильма. Там Амели и пошла - в 9 месяцев. Кстати, а первое слово, которое произнесла дочь, было "Ох!"»

Гоша Куценко:
«На самом деле экспедиция была очень тяжелая, место съемки отдаленное, добирались на катерах. У нас все время что-то срывалось, погода была ужасная, дожди. Не знаю, как я выжил в этом бою. Двадцать лет занимаюсь кино и только сейчас понял, что же это такое.»

Эвклид Кюрдзидис:
«Самое важное, что я увидел при озвучании: полностью сохранилась та атмосфера, которая была создана на съемках - это море, солнце, красивые девушки, друзья, знакомства. Кино снимали дорогое, ни на чем не экономили: на катерах ездили на место съемки, ужинали в ресторанах, устраивали дискотеки вечером после съемок. Вот этот "дух лета" остался в картине - это огромный плюс.
Шамиров настоящий художник, за каждый кадр переживает. И поэтому был очень жестким по отношению ко всем актерам! Пока не добивался своего, терроризировал всех (улыбается) Он всегда требует правды: Помню, снимали последний эпизод моего персонажа, когда он после всех пережитых историй возвращается домой совершенно другим человеком, не узнать Кису Кацмана. Эпизод без слов, поезд и несчастный взгляд Кисы, который возвращается в реальность. Играть нечего! И вдруг ко мне подходит Виктор и говорит: "Эвклид, ты знаешь, сейчас очень сложная актерская задача, я не знаю, как ты ее сыграешь: Это фантастически сложно, я даже не знаю, кто сможет это сыграть, может быть, Аль Пачино". Я начинаю закипать, что тут такого сложного? А Шамиров продолжает: "Ты понимаешь, тут безысходность, он возвращается" И он был готов посвятить 40 минут рассказу об одном взгляде! И вот так относился ко всему. И была еще техническая проблема - съемки 2 недели стояли. Начали снимать, потом произошли кое-какие неполадки, картина встала, но все жили в это время у моря! У Виктора была замечательная идея - когда мы только приступали к съемкам картины, он хотел, чтобы мы все месяц жили так, как наши персонажи, и эту атмосферу передали в картине. Конечно же, нам не удалось полностью это воплотить, потому что они там жили совсем дикарями, а мы же все-таки артисты и привыкли к другим условиям! (смеется). Две недели перерыв, а вокруг море, солнце, пляжи, свободное время, много выпивки, интересные друзья - жизнь удалась! Так что в целом Виктор свою идею воплотил. Конечно же, мы себя вели не совсем так, как в фильме: например, не валялись пьяные под кустами! (смеется).
  Виктор собрал творческую команду, он любит молодых талантливых людей. Это, конечно, не тот режиссер, который может полностью доверить другому человеку одеть актеров! Он сам принимал каждый костюм, начиная от обуви и заканчивая прической. У него работали талантливые молодые художники по костюмам. И грим, который делала Ольга Матвейчук, Виктор контролировал лично. Но, в целом, и гримеры, и костюмеры попали в точку, по крайней мере, что касается моего персонажа. Я знаю, что Гоша придумал много элементов к своему костюму, Марат что-то привнес, но в основном все придумали костюмеры вместе с Шамировым, он не пропустил ни одного персонажа.»


Актёры о своих героях


Гоша Куценко (Аяй):
Мой герой сам не ругался и призывал к этому всех. Но все равно нет-нет да и проскальзывало - куда от этого деться! Кино ведь у нас - непричесанное. Возможно, мы грешим еще и тем, что в кадре много голых тел. Но, знаете, летом, на море одежду надевают или работники милиции, или обгоревшие под солнцем люди. Дикий отдых подразумевает отсутствие одежды! И вообще самые счастливые отрезки своей жизни люди проводят голыми. И еще - слушая музыку...

Марат Башаров (Мистер):
По сюжету у нас нет ни имен, ни фамилий - только клички. Меня зовут "Мистер". Я чудовищно богат и все время пьян. А еще у меня длинные сальные патлы, и я страдаю, потому что хочу влюбиться, но знаю, что женщин интересуют только мои деньги, и с горя пью.

Эвклид Кюрдзидис (Киса Кацман):
В картине у меня роль небольшая, но такая любимая! Сыграл Кису Кацмана. Вроде бы никчемное и странное существо: ходит в юбке, с голым торсом, у него несуразно длинные волосы, держится обособленно. И вдруг это нелепое создание спасает жизнь девочке! Мой Киса становится другим человеком, даже экстравагантный имидж меняет на нормальный.
"Дикари" - это реальная история из его жизни, многие персонажи этой картины - его друзья, с которыми он учился в Ростовском университете. И мой герой, Киса Кацман, тоже живой персонаж. Самое интересное, что когда мы были на гастролях в Ростове со спектаклем "Ladies night", Виктор познакомил нас, актеров, с героями, которых мы играем! Гоша Куценко познакомился со своим персонажем, я со своим, а Марат Башаров - со своим. И эту историю из своей жизни Виктор сначала написал, а потом решил сделать кино, причем именно с нашей командой. Мне кажется, реальный Киса Кацман не похож на живого персонажа вообще! Бывают персонажи очень яркие, у которых можно схватить жест, слово или еще что-то, но про этот персонаж я такого сказать не могу. Единственное, что я пытался понять за эти минуты живого общения это то, как они там жили, пили, гуляли, как потом возвращались в реальную жизнь. Но, как актер, я ничего не смог извлечь из его пластики, мимики. Мой Киса Кацман на свой прототип не похож.

Алексей Горбунов (Барон):
Виктор Шамиров написал вместе с Гошей историю о пятерых друзьях под названием "Край лета". Им по сорок лет. Каждый год они приезжают на море в Крым. Ставят палатки, снимают девочек, пьют пиво и беседуют. Вот они в очередной раз приехали и говорят уже о том, что постарели и нет такого кайф, как раньше, и что вообще на следующий год нет смысла ехать. История без сюжета, но атмосферная. Шамиров - хороший театральный режиссер. У меня, кстати, два любимых театральных режиссера - Виктор Шамиров и Юрий Одинокий. Хотя кино - это другая профессия. Но поскольку снимались все актеры, с которыми Шамиров работал раньше, атмосфера на площадке была классная, я себя чувствовал как в пионерском лагере. Текст написан так живо, что мы многое своими словами говорили, - в этом большой плюс нашего кино. С одной стороны, это странно, а с другой - очень хорошо: солнце, лето, Крым, необязательные разговоры, вино и нет сюжета.